0

Устройство и принцип функционирования коробки DSG

Коробка DSG является одной из разновидностей АКПП. Данный механизм автомобильный мир увидел благодаря французскому механику-изобретателю Адольфу Кегрессу ещё в тридцатые годы XX века. Свою новинку Адольф предложил компании Citroen, но популярности коробка DSG тогда не сыскала из-за своей конструктивной сложности и ненадежности. DSG ещё называют преселективной коробкой передач или коробкой передач с двойным сцеплением. Технологическая уникальность представленной АКПП заключается в следующем:

  • Коробка имеет 6 передач, и в этом она не отличается от многих прочих моделей. Ключевое отличие заключается в том, как они расположены. Четные (2,4,6) и нечетные (1,3,5) зубчатые диски передач изолированы друг от друга, т.е. расположены на разных валах.
  • Реализуется это весьма просто. Один вал больше в диаметре и полый. Его зубчатые маховики соединены с дисками чётных передач. Это внешний первичный вал чётных передач. Сквозь него пропущен вал меньшего диаметра, который на выходе соединяется с дисками нечётных передач. Это внутренний первичный вал нечётных передач.
  • Каждый вал имеет своё многодисковое сцепление, обеспечивающее связь с коленвалом (соответственно, чётное и нечётное сцепление, отсюда и название). Наличие сцепления обычного типа роднит DSG с МКПП. Принцип работы в том, что через коленвал и сцепление от двигателя момент движения передаётся только на какой-то один первичный вал, тогда как второй изолирован. Вращается полый вал, значит, задействованы четные передачи, а внутренний вал не двигается. И наоборот.
  • Движение начинается с первой передачи, т.е. с маховиком имеет контакт нечётный вал (внутренний). По мере разгона мехатроник коробки DSG подаёт сигнал на отсоединение нечётного вала и присоединение чётного для включения второй передачи. Такая система в корне отличается от классической схемы, когда для переключения на следующую передачу сцепление и коленвал нужно разомкнуть. В этом случае двигатель какие-то мгновения работает вхолостую.
  • Коробка DSG благодаря соосным валам и двойному сцеплению обеспечивает систему, где нужная передача всегда “наготове”.
ustrojstvo-i-princip-funkcionirovanija-korobki-DSG

Достоинства DSG

Отсюда и многочисленные плюсы коробки DSG:

  • Отсутствует потеря крутящего момента, отсутствует потеря мощности. В классической схеме, когда происходит полное размыкание коленвала и сцепления, вся остальная трансмиссия движется по инерции. Машина неизбежно замедляется, пока соединение с коленвалом не возобновится на новой передаче. В преселективной коробке на самом деле тоже есть такой момент (изоляция трансмиссии от движка), но благодаря описанному выше механизму он составляет порядка 8 миллисекунд. За такой короткий срок потери в движении не происходит. А раз нет таких потерь, не нужен новый разгон после переключения передачи. А значит, это экономия топлива – примерно 10%.
  • Этот же принцип обеспечивает эффект динамичного ускорения. Можно сказать, что коробка DSG здесь приобретает свойства вариатора CVT, только DSG мощнее.
  • Несмотря на наличие мехатроника, который, анализируя потоки масла и динамику движения, автоматически переключает передачи, у DSG есть мануальный режим (ручное переключение передач).
  • Преселективная коробка примерно на 20% легче по сравнению с гидромеханической АКПП.

О роли масла в DSG

Среди главных минусов, не считая достаточно высокой стоимости, следует указать замену масла. Об этом отдельно. Стандартной коробкой является DSG 6, которую Volkswagen запустил на конвейер в 2003 году. В 2008 компания представила DSG 7. Базовое отличие в том, что DSG 6 относится к “мокрому” типу сцепления. То есть все его коробки и механизмы погружены в масляную ванну. А DSG 7 – к “сухому” типу, где механизмы просто смазываются трансмиссионной жидкостью. При этом DSG 6 остаётся гораздо более распространенной моделью преселективной коробки. Факт того, что рабочие механизмы находятся в масляной среде приводит к:

  • в плане расхода топлива это обратная чаша весов, поскольку масло обладает большей вязкостью, намного плотнее воздуха, и на движение деталей требуется больше энергии;
  • мокрое сцепление более чувствительно к временной порче масла, считается, что для DSG 6 масло нужно менять каждые 60 тыс. км, а при высокой эксплуатации и частом задействовании режима “газ-тормоз” (что типично в городских пробках) – каждые 40 тыс. км;
  • необходимость соблюдения масляной ванны увеличивает требуемый объем масла – минимум 6 литров;
  • масло нужно подбирать с умом, ни в коем случае не мешать продукты разных производителей, обычно, используются оригинальные масла и трансмиссионные жидкости с допуском VW TL52182.

Алгоритм самостоятельной замены масла:

  • нужен предварительный прогрев коробки (проехать 10 км);
  • машина фиксируется над гаражной ямой или поднимается подъемником;
  • демонтаж воздухозаборника и воздушного фильтра, плюс нужно снять АКБ с кожухом;
  • извлечение фильтра и колпачка сапуна;
  • далее нужно зайти под авто, чтобы выкрутить сливную пробку, заранее подставив тару для слива отработки;
  • не забыть ключом-шестигранником открутить дополнительную вставку, иначе в коробке сохранятся остатки масла, когда всё сольётся, вставку можно прикрутить, но пробку пока не нужно;
  • заранее пропитать новый фильтр коробки DSG новым маслом;
  • через воронку в сапун КПП (сверху под капотом) аккуратно мелкими порциями заливать новое масло;
  • когда дойдет до отметки 4,5 литра, необходимо закрутить крышку масляного фильтра и поставить на место колпачок сапуна;
  • временно на место возвращается старая сливная пробка;
  • она понадобится при заводе двигателя с помощью ЭБУ через OBD разъем;
  • всё это необходимо для прогрева масла примерно до 45 градусов, после чего старую пробку вновь откручивают;
  • двигатель не глушится, нужно чтобы масло немножко капало в результате создаваемых им вибраций, если при откручивании старой пробки масло сразу не капает, значит, его объём недостаточен;
  • когда перестанет капать, можно вкручивать новую пробку и глушить двигатель;
  • наконец, обратная сборка всего, что было снято и демонтировано.

Однако если автовладелец не уверен в своих навыках, всегда рекомендуется обратиться в автосервис для замены масла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ещё статьи