0

Функции масла в АКПП и его замена

Техническое масло в механизмах трансмиссии выполняет сразу несколько функций:

  • непосредственно смазка для снижения коэффициента трения между дисками передач, маховиками, коленвалом и пр.;
  • захват продуктов износа – мелкий металлический мусор и нагар способны забивать рабочие механизмы, но масло держит их во взвешенном состоянии (особенно много мусора скапливается в поддоне);
  • охлаждение при перегреве, который возникает в результате функционального трения.

Любая замена ГСМ (горюче-смазочные материалы) может быть частичной (сливается примерно половина отработанной жидкости) или полной (соответственно полная замена масла в стопроцентном объеме). Каждый вариант имеет свои особенности. Полную замену масла часто рекомендуется проводить в специализированных автосервисах, доверив это дело сотрудникам. Частичная замена имеет ряд преимуществ:

  • требуется меньший объём ГСМ (до 5 литров);
  • процедура значительно упрощена – на многих моделях при частичной замене масла фильтр допустимо не менять, обычно, внимание нужно уделить только демонтажу поддона, т.к. на нём скапливается большое количество рабочей смазывающей жидкости;
  • общие финансовые затраты ниже.

Однако следует помнить, что частичная замена не равняется полной, т.е. определённая степень загрязнения масла сохраняется. Следовательно, и производить такую замену нужно в 2 раза чаще. Многие производители (ZF, GM, AISIN, JATCO) предусматривают готовые комплекты для обновления масла:

  • если поддон коробки передач металлический, то в комплект входит: пробки (как для слива, так и для залива масла), комплект сменных фильтров, различные прокладки;
  • если поддон пластиковый, комплект обязательно содержит готовый новый поддон с уже установленными фильтрами, пробками и прокладками, а также нужным крепежом.

Если всё-таки принято решение о полном обновлении масла собственными силами, то основной порядок действий следующий:

  • демонтаж сливных пробок и поддона;
  • слив отработанного масла;
  • пробки и фильтры промываются или берутся новые;
  • для промывки можно использовать обычное хозяйственное мыло;
  • через воронку тонкой струёй заливается свежее масло (в том же объеме, который был до разгрузки КПП);
  • необходимо отсоединить от радиатора шланги, и свободным концом поместить их в любую большую тару (но обязательно прозрачную!);
  • нужно включить движок и внимательно наблюдать за маслом, которое начнет вытекать из шлангов радиатора в подготовленную тару;
  • как только масло посветлеет, мотор нужно заглушить – данная операция, по сути, является взбалтыванием, призванным удалить остатки старого масла;
  • добавить нужный объем нового масла, равный тому количеству, что ушло в тару.
funkcii-masla-v-AKPP-i-ego-zamena

Особенности масел для коробок от разных производителей

Однако в автосервисах дополнительно производят промывку всех механизмов АКПП, а также удаляют старое масло с помощью технологии “жидкого поршня” (выдавливание масла другой жидкостью под давлением). Это самый эффективный способ, за счёт которого экономится топливо благодаря уменьшению потерь в гидротрансформаторе. И только так можно очистить коробку от мелкого мусора на 100%. Но при этом услуга достаточно затратная. Ведь для выдавливания может потребоваться до 15 литров масла, то есть гораздо больше, чем нужно для эксплуатации АКПП. В рамках смены масла коробки от разных производителей имеют свои особенности, и некоторые стоит упомянуть:

  • Kia Rio 3 и 4, Hyundai Solaris 1 и 2. Машины до 2015 года имеют 4-ступенчатую АКПП (код a4cf1, корейской сборки), после 2015 года – 6-ступенчатую АКПП. В обоих случаях производитель заявляет бесперебойную работу масла на 90-100 тыс. км. Однако практика показала, что после 60 тыс. км рекомендована частичная замена. Равно как и фильтра, хотя производитель заявляет для него 120 тыс. км. Особое внимание надо уделить правильному маслу. Заявленное производителем смазочное вещество ATF SP-III годится только для 4-ступенчатой коробки, а для 6 передач нужно ATF SP-4.
  • Volkswagen Polo Sedan, Skoda Rapid, Skoda Octavia (A5 и A7), Volkswagen Passat B6, Audi (3 и 4, ТТ). В основном, 4 передачи, но на некоторые модели ставят АКПП Aisin 09G с 6 передачами. На этих машинах коробки считаются необслуживаемыми, т.е. рассчитаны на 250 тыс. км, после чего нужна замена АКПП. При этом в рамках данного понятия предполагается отсутствие необходимости менять масло. Однако специалисты вновь рекомендуют частичную замену после 70 тыс. км. Подходящие марки ГСМ: VAG G 055 025 A2, Тойота T-IV, Mobil – 3309. Не стоит забывать о большом объеме данных АКПП – 7 литров. И при этом экономить на масле нельзя: данные коробки очень чувствительны даже к малой масляной нехватке.
  • CHEVROLET Epica, Captiva (рос. сборки с 2006 года), Lacetti, Orlando, Cruze, Opel Astra J. АКПП на 6 передач: GM 6T40, 6T45, 6T30. Считается, что после выхода с конвейера АКПП выдержит 150 тыс. км, причём без замен. На практике эта цифра сокращается до 70 тыс. км. Особенность этих АКПП в том, что здесь требуется только высококачественное масло: Dexron VI ATF от GM, Mobil, Shell, Petro-Canada и т.п.
  • Mazda 6 II (GH). Отличается наличием 5-ступенчатой коробки FNR5 (FS5A-EL). Производитель настоятельно советует никак не касаться данной АКПП, пока не подойдёт срок капремонта (после 200 тыс. км). Однако после 60 тыс. км частичное обновление масла всё же рекомендуется (без какого-либо касания фильтров).

Всегда нужно помнить одну простую истину, что универсальных масел не существует. Для каждой коробки подходит только определенный сегмент

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ещё статьи